27.10.2023
Испытательный срок не является видом наказания и не подлежит зачету при пересмотре приговора. К такому выводу пришел Конституционный суд России.
За заведомо ложный донос и насилие к представителю власти к трем годам лишения свободы условно в 2016 году была приговорена жительница Улан-Удэ Марина Никитина (ныне – Александра Грант). В течение испытательного срока осужденную обязали ежемесячно являться для отчета о своем поведении и не менять места жительства без уведомления надзорного органа. Через три года, когда Марина Никитина уже почти исполнила эти условия, кассационная инстанция отменила приговор и передала дело на пересмотр. Вынося новый приговор, районный суд сократил наказание до полутора лет опять же условного лишения свободы. При этом испытательный срок начал исчисляться с нуля. То есть за одни и те же преступления осужденная почти дважды понесла уголовную ответственность. Отклоняя кассационную жалобу адвокатов, суд констатировал, что зачет испытательного срока законодательством не предусмотрен.
Верховный суд России поддержал эти выводы, но отменил приговор в части признания Марины Никитиной виновной в заведомо ложном доносе. Признав отсутствие в ее действиях состава этого преступления, служители Фемиды не стали снижать уже отбытое наказание и не усмотрели оснований для реабилитации.
Обращаясь в Конституционный суд России, осужденная указывала, что действующий Уголовный кодекс РФ при пересмотре дела не предполагает зачета уже отбытого испытательного срока. Такой подход нарушает гарантированный основным законом принцип «non bis in idem» («Не дважды за одно и то же» – латынь).
Но служители конституционной Фемиды пришли к выводу, что испытательный срок вообще не является наказанием. При пересмотре дела и вынесении нового приговора суд назначает наказание в общем порядке. Кроме того, условное осуждение может быть досрочно отменено, если осужденный своим поведением доказал исправление и возместил причиненный преступлением вред. «Таким образом, оспариваемые положения, действуя в системе правового регулирования, не могут расцениваться в качестве нарушающих права А.Б. Грант в обозначенном ею аспекте», – заключил Конституционный суд России.
По данным портала «Судебная статистика РФ», в первом полугодии условное осуждение к лишению свободы применялось 71,2 тысячи раз (в отношении 24,8 процента осужденных), реальное – 87 тысяч (30,3 процента). Чаще всего условные сроки назначались за незаконную рубку лесных насаждений и добычу водных биологических ресурсов, а также незаконное предпринимательство.